1. Стадия мобилизации, напряжения и тревоги. Активизируется эмоциональное состояние, человек волнуется.
2. Стадия адаптации. Основная задача – приспособление к
стрессу, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.
3. Стадия истощения. Длительное сопротивление стрессу
приводит к тому, что резервы личности и организма постепенно подходят к концу.
Часто на этой стадии случаются болезни, депрессивные состояния, возможны
нервные срывы, невротические реакции.
Профилактика стресса
строится, в том числе, и на обучении
человека управлять своим состоянием на разных стадиях стресса.
Способы подготовки к
экзамену
Начать
нужно с ритма дня. Не нужно лишать себя привычных занятий спортом, возможности
посещать друзей и т.д. Аналогичным образом, и родителям школьника не стоит
запрещать ему болтать по телефону, и если ему вздумается навестить бабушку,
пусть навещает – это будет для него расслаблением и разрядкой. Заставлять,
пожалуй, нужно выполнять лишь одно требование: вовремя ложиться спать. Не
забывайте о биологических особенностях организма – человек может быть «совой»
или «жаворонком». В соответствии с этими особенностями можно составить
оптимальный распорядок рабочего дня. Для большинства людей, кстати, уровень биологической активности снижен в
период с 17 до 18 часов. Родители
могут предложить ребенку (если он
жаворонок) такой вариант подготовки. В течение какого – то времени (например, в
течение месяца перед экзаменом), приходя из школы, подросток должен заниматься
чем угодно, кроме подготовки к экзамену и выполнения домашних заданий. Можно
встретиться с друзьями, сделать домашние дела, погулять. Отбой всегда от 21.00
до 22.00 вечера. Подъем же в 5.00 часов
утра. Утром подросток готовиться к экзамену и учит уроки. Плюсы такой
подготовки очевидны:
·
- в это время максимальна работоспособность (с
точки зрения физиологов);
·
- утром никто не мешает готовиться (все еще
спят, в том числе и друзья – некому
звонить, и никто не отвлекает);
·
- настрой
на работу хороший (скоро в школу, времени ровно столько, сколько нужно на
подготовку).
Если выбирать подобный вариант подготовки, важно
предупредить родителей и домашних, чтобы они были готовы к такому графику и не
волновались от того, что днем школьник «бездельничает».
Можно ли
принимать тонизирующие средства? Можно, например, препараты женьшеня,
элеутерококка, янтарной кислоты, другие растительные средства. Кофе – совсем
чуть-чуть, утром, чтобы проснуться (для тех, кто привык так начинать день).
Кофе усиливает тревожное состояние у неуверенных людей. А вот химические
средства школьникам не нужны. Тем более, «успокаивающие нервы» перед экзаменом
таблетки. Большинство препаратов действует только накопительно, поэтому разовый
прием не поможет. Любые химические препараты могут быть рекомендованы только
врачом, строго индивидуально.
Питание
школьника должно быть трёх-четырёх-разовое, калорийное и витаминизированное.
Мёд, грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты – обычное
здоровое питание, принципы которого хорошо бы соблюдать не только во время
экзаменов. Очень полезны бананы – «антистрессовый» фрукт, богатый веществами и
способствующий выведению из организма гормона стресса - адреналина. Полезны также изюм и гречневая
крупа.
Нормальный
сон и отдых – строго обязательны.
Важно
дольше гулять, так как мозгу необходим кислород. При его недостатке он хуже
работает, слабее кровообращение.
Научная организация труда
Учащемуся
обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться
невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и оказывается накануне
экзамена перед горой неусвоенной информации. И эту гору на самом деле уже не
сдвинуть. Как же правильно построить работу?
Практика
показывает, что следует просмотреть весь нужный материал и распределить его
следующим образом. Если требуется выучить 120 билетов за 4 дня, то в первые 2
дня выучивается 70% всего объема, в 3-ий день – остальное, 4-й день – на
повторение. При этом трудные темы
нужно перемешивать с более легкими. Бывает, что трудными для школьника билетами
оказываются те, где есть не усвоенные в 7-8 классах простые вопросы. Они-то и
не дают ему покоя, и приходится копаться в учебнике трехлетней давности.
Важно
составить план повторения – что повторять в какую неделю. Можно чередовать
различные предметы: учить не подряд только гуманитарные или математические
предметы, а в вперемешку – физику и литературу, историю и алгебру. Это хорошо организует мозг и способствует
меньшему уставанию, т. к. задействованы ресурсы и правого, и левого полушария,
следовательно, утомляемость меньше.
Каждое
утро надо определить, когда подросток начнет готовиться, и что будет учить –
«дневной» план. Если подросток не в «настроении» сегодня, лучше начинать
повторение с наиболее интересной темы. Забытый, давно пройденный материал учится лучше в первые три дня недели
(понедельник, вторник, среду), в оставшиеся дни лучше повторять известный,
знакомый материал.
Вопросы,
которые предстоит выучить, в начале подготовки надо проработать с карандашом.
Например, вопросы легкие и знакомые отметить красным цветом, относительно
знакомые – синим, а неизвестные и трудные – зеленым. Таким образом, станет
понятно, каков предварительный уровень знаний, насколько серьезно надо
относиться к предмету, сколько времени потребуется для того, чтобы выучить все
вопросы. При подготовке можно чередовать легкие и сложные вопросы.
Важно
делать перерывы, не дожидаясь усталости.
Кто работает быстро, должен делать перерывы чаще (например, через каждые
45 минут учения 10 минут отдыхать). Кто медленнее – реже (через час- полтора).
Когда времени на подготовку мало, можно поступить следующим образом. В течение первого дня поставить себе задачу выучить весь материал (учебник, к примеру) на «3», на следующий день прочитать весь материал на «4», а в третий день повторить на «5». В течение четвертого дня повторить наиболее сложные вопросы. Таким образом, происходит деление материала и избирательное запоминание. Ставя себе задачу выучить материал на «3», человек читает и запоминает наиболее значимый и важный материал, на «4» – основной материал дополняется важными деталями, на «5» – акцент запоминания делается на подробности. Таким образом, работает принцип избирательности. Этот метод работы хорош для тех, кто обладает лабильностью, мобильностью и подвижностью нервной системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий